More Website Templates at TemplateMonster.com!

Главная | Заместитель директора |На контроль

 

На контроль

Аккредитация учреждений общего среднего образования

Организация мониторинга качества знаний учащихся в учреждениях общего среднего образования

Под мониторингом качества обучения мы понимаем совокупность непрерывных контролирующих действий, позволяющих наблюдать и корректировать по мере надобности продвижение ученика от незнания к знанию.
Для осуществления мониторинговых процедур сначала необходимо определить способы замера необходимой информации и критерии оценки. Мониторинговое отслеживание динамики изменений предполагает неоднократный замер одних и тех же характеристик в течение всего цикла деятельности.
Для рациональной организации мониторинга в школе на первом этапе необходимо поставить цель, затем определить объект мониторинга. Например, объектом может быть определенный класс или параллель классов, а целью – состояние успеваемости, качество знаний школьников.
Следующим шагом служит отбор критериев, по которым мы определяем состояние объекта (класса) на начальном, промежуточном и итоговом этапах.
Например, определение качества знаний учащихся.
Определив критерии, мы выбираем инструментарий наблюдения. Например, измерение на основе стандартизированных методов и средств (контрольные работы, тематический контроль знаний).
На втором этапе происходит сбор информации - основной элемент в организации мониторинга. К этому этапу следует тщательно готовиться. Он требует разнообразия видов деятельности (тестирование, изложение сочинение, диктант и др.).
Важен и третий этап – аналитический. Обработка и систематизация полученной информации служит дальнейшему использованию данных мониторинга. Информацию лучше всего накапливать в форме таблиц, диаграмм.
Сопоставление данных мониторинга с запланированными показателями дает нам возможность увидеть, насколько верными были наши действия, поможет скорректировать, пересмотреть методы, формы, способы действия или утвердиться в их правильности.
Очень важно сделать мониторинг приемлемым, личностно значимым для каждого участника образовательного процесса. Необходимо сообщать мониторинговую информацию ученику и его родителям для адекватной самооценки, определения направлений самообразования, для адекватной оценки способностей ребенка.
Разработанная учителем или взятая из литературы форма анализа “Итоги контроля”показывает умение учителя делать самоанализ своей деятельности не только по определению путей устранения пробелов в знаниях учащихся, но и путей совершенствования методики преподавания предмета. Заполняемая учителем форма “Динамика результатов уровня обученности” позволяет учителю не только определить динамику изменений в учебном росте каждого учащегося, но сделать самоанализ, и в целом осуществлять рефлексию собственной деятельности в системе контрольных точек.
Информация, полученная в результате проведения поэтапного мониторинга, является базой для составления учителем программ коррекционных занятий по предмету, а также служит основой для планирования работы по развитию и формированию общеучебных умений, навыков и мотивов учебной деятельности на уроках.
По итогам всех этапов мониторинга учителем составляется план мероприятий по ликвидации пробелов и профилактике типичных ошибок. Можно завести тетрадь, где по каждому ученику будет вестись учет ошибок, допущенных в контрольных работах. Сами учащиеся могут вести справочные тетради, где будет видна индивидуальная работа по каждой допущенной ошибке.
Такая системная работа учителя должна дать положительный результат.

Использованная литература:
Мониторинг развития образовательных систем в регионе как условие оперативного управления качеством образования. Москва-Смоленск. 2005
Г.П. Попов, Г.А.Размерова, И.Б.Ремчукова. Мониторинг качества учебного процесса. Волгоград. 2007