Методика преподавания - Методический портал

Отечественная и мировая художественная культура

Контакты

Методист:

Савелова Ирина Борисовна

пер. Броневой, 15А, к.403

р.тел.:(017)294-80-41

E-mail: isav@tut.by

Главная | Искусство (ОиМХК) |Методика преподавания


В практике современного образования культура перестает быть только «объектом изучения» и становится «способом проживания», совокупностью практик, формирующих идентичность человека поликультурного мира. Соединение в образовательном комплексе ощущений, мышления, интуиции и чувств человека полагает активность образующегося субъекта, постепенно и одномоментно включающегося в различные культурные практики, в которых осуществляются процессы приобретения опыта культуросообразного поведения, адаптации к культурным средам, самоидентификации и самореализации своих творческих задатков и способностей.

Принципы, положенные в основу реализации содержания учебного предмета «Искусство (отечественная и мировая художественная культура)»:

  1. Принцип многообразия культур, отказ от принципа линейности;

  2. Изучение художественной культуры с опорой на ценности, присущие национальной культуре;

  3. Принцип свободы творчества;

  4. Принцип взаимосвязи нравственного и эстетического начала в предлагаемых для изучения произведениях;

  5. Принцип реализации межпредметных связей;

  6. Принцип тематической дифференциации.

Не постепенное продвижение от незнания к знанию, иначе говоря, последовательное, линейное восприятие, а мгновенное постижение сути, всей полноты смысла. Это возможно только в том случае, когда изначально мир представляется целостностью, а не множественностью, сам же человек – органичной частью этой целостности, не выделенной из нее и потому не противостоящей ей как субъект объекту.

Метод осознания явлений в условиях органичной модели мира должен иметь свои особенности. Главная из них – ассоциативное мышление, сопоставление одного с другим не в понятийно-логическом ряду, а на основе других закономерностей. Это взаимодействие – по типу акустического резонанса, возможное как взаимная реакция между вещами «одного рода».

Существует три метода понимания, т.е. способа, как привести понимание к свету: аналитический, синтетический и синкритический. Главное различие между ними состоит в следующем: при анализе надо начинать со сложного целого… и кончать частичками наименьшими и самыми простыми. При синтезе, наоборот, надо начинать с наименьших и самых простых и кончать самыми сложными, т.е. всей системой какой-нибудь вещи. При синкризисе сопоставляются целые с целыми и части с частями параллельно, и здесь вполне действительно изречение: сопоставление проясняет… В сопоставительном методе таится много света, так как все происходит по одним и тем же прообразам. Три этих метода понимания очень уместно сравнить с тремя искусственными средствами, подкрепляющими наше зрение, которые называются бинокль, микроскоп и зеркало.