В мире мудрых мыслей
О воспитании, семье, родителях, детях
Горе людям, не знающим смысла своей жизни (Б. Паскаль).
Отношение к детям — безошибочная мера духовного достоинства человека (Я. Брыль).
Цель обеда есть воспитание и цель супружества — семья (Л. Н. Толстой).
Счастлив тот, кто счастлив у себя дома (Л. Н. Толстой).
Дети — вершина здорового брака (Р. Нойберт).
Раньше, чем вы начнёте воспитывать своих детей, проверьте ваше собственное воспитание (А. С. Макаренко).
Самое главное украшение — чистая совесть (Цицерон).
Я не знаю иных признаков превосходства, кроме доброты (Л. Бетховен).
Доброта — это единственное одеяние, которое никогда не ветшает (Г. Торо).
Доброта и скромность — вот два качества, которые никогда не должны утомлять человека (Р. Л. Стивенсон).
Вам не удастся никогда создать мудрецов, если будете убивать в детях шалунов (Ж.-Ж. Руссо).
Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым:пусть он работает, действует, бегает, кричит, пусть он находится в постоянном движении! (Ж.-Ж. Руссо).
Любите детство: поощряйте его игры, его забавы, его милый инстинкт. Кто из вас не сожалел иногда об этом возрасте, когда на губах вечно смех, а на душе всегда мир? (Ж-Ж. Руссо)
Берегите слёзы ваших детей, дабы они могли проливать их на вашей могиле (Пифагор).
Добродетель родителей — богатое приданное (Гораций).
Нет места милее родного дома (Цицерон).
Любовь к родителям — основа всех добродетелей (Цицерон).
Воспитатель сам должен быть тем, чем он хочет сделать воспитанника (В. И. Даль).
Отец должен быть для своих детей другом и наперстником, а не тираном (В. Джоберти).
Дети сразу и непринуждённо осваиваются со счастьем, ибо они сами по природе своей — радость и счастье (В. Гюго).
Семья — это кристалл общества (В. Гюго).
Будьте сами и человеком, и младенцем для того, чтобы учить ребёнка (В. Ф. Одоевский).
Если к сорока годам комната человека не наполняется детскими голосами, то она наполняется кошмарами (Ш. Сент-Бев).
Сластями, печеньем и конфетами нельзя вырастить из детей хороших людей. Подобно телесной пище, духовная тоже должна быть простой и питательной (Р. Шуман).
Семья начинается с детей (А. И. Герцен).
Если хотите научить своих детей воровать, заставьте их подольше выпрашивать всё, что вы им даёте (И. Шоу).
У добрых супругов — две души, но одна воля (М. де Сервантес).
Родители любят своих детей тревожной и снисходительной любовью, которая портит их.
Есть другая любовь, внимательная и спокойная, которая делает их честными. И такова настоящая любовь отца (Д. Дидро).
Детей, особенно девочек, нужно в раннем возрасте приучать к непринуждённому смеху, ибо весёлое выражение лица постепенно отображается и на внутреннем мире и вырабатывает расположение к весёлости, приветливости и благосклонности во всём (И. Кант).
Самая лучшая мать та, которая может заменить детям отца, когда его не станет (И. В. Гёте).
Не делайте из ребёнка кумира, когда он вырастет, то потребует много жертв (Пьер Буаст).
Знаете ли, что пьёт этот человек из стакана, дрожащего в его трясущейся от пьянства руке? Он пьёт слёзы, кровь, жизнь своей жены и своих детей (Ф. Р. де Ламенне).
Будущее нации — в руках матерей (А. С. Пушкин).
…Если нет почтения к старцам, то его не будет и к отцам (Ш. Монтескье).
Неуважение к предкам есть первый признак безнравственности (А. С. Пушкин).
Детей не отпугнёшь суровостью, они не переносят только лжи (Л. Н. Толстой).
У нравственного человека семейные отношения сложны, у безнравственного — всё гладко (Л. Н. Толстой).
Какого великого блага могут достигнуть два любящих супруга, если они оставят своей целью совершенствование и будут помогать в этом друг другу: напоминанием, советом, примером (Л. Н. Толстой).
Стать отцом совсем легко. Быть отцом, напротив, трудно (В. Буш).
Когда ребёнка пугают, порют и всячески огорчают, тогда он с самых малых лет начинает чувствовать себя одиноким (Д. И. Писарев).
Семья — это общество в миниатюре, от целостности которого зависит безопасность всего большого человеческого общества (Ф. Адлер).
Ничто не бывает так редко на свете, как полная откровенность между родителями и детьми (Р. Роллан).
Упрямый ребёнок — результат неразумного поведения матери (Я. Корчак).
Главные основы воспитания закладываются до пяти лет, а затем воспитание человека продолжается, но, в общем, вы начинаете вкушать ягодки, а цветы, за которыми вы ухаживали, были до пяти лет (А. С. Макаренко).
Воспитывает всё: люди, вещи, явления, но прежде всего и дольше всего — люди. Из них на первом месте родители и педагоги (А. С. Макаренко).
Родители и дети должны быть друзьями. Это неплохо, если это серьезно. Отец и сын могут быть друзьями. Но отец все же остается отцом, а сын остается сыном, т. е. мальчиком, которого нужно воспитывать и которого воспитывает именно отец, приобретающий благодаря этому некоторые признаки, дополнительные к его положению друга. А если мать и дочь не только друзья, но и подруги, а отец и сын не только друзья, а закадычные друзья,…то дополнительные признаки, признаки педагогические, могут незаметно исчезнуть (Ф. Г. Раневская).
Семья заменяет всё. Поэтому, прежде чем её завести, стоит подумать, что тебе важнее: всё или семья (Ф. Г. Раневская).
Мать и отец, папа и мама — это первые два авторитета, на которых для ребёнка зиждется мир, зиждется вера в жизнь, в человека, во всё честное, доброе и святое (Г. А. Медынский).
Материнская любовь — самый общераспространённый и самый общепонятный пример продуктивной любви; сама её сущность — забота и ответственность (Э. Фромм).
Характер ребёнка — это слепок с характера родителей, он развивается в ответ на их характер (Э. Фромм).
Воспитывать — не значит говорить детям хорошие слова, наставлять и назидать их, а прежде всего самому жить по-человечески. Кто хочет исполнить свой долг относительно детей, тот должен начинать воспитание с самого себя (А. Н. Островский).
Годы детства — это прежде всего воспитание сердца (В. А. Сухомлинский).
Семья — это первичная среда, где человек должен учиться творить добро (В. А. Сухомлинский).
Ребёнок не может жить без смеха. Если вы не научили его смеяться, радостно удивляясь, сочувствуя, желая добра, если вы не сумели вызвать у него мудрую и добрую улыбку, он будет смеяться злобно, смех его будет насмешкой (В. А. Сухомлинский).
Главный смысл и цель семейной жизни — воспитание детей. Главная школа воспитания детей — это взаимоотношения мужа и жены, отца и матери (В. А. Сухомлинский).
Любого работника — от сторожа до министра — можно заменить таким же или ещё более способным работником. Хорошего же отца заменить таким же хорошим отцом невозможно (В. А. Сухомлинский).
Если человека учат добру — учат умело, настойчиво, требовательно, в результате будет добро. Учат злу (очень редко, но бывает и такое) — в результате будет зло. Не учат ни добру, ни злу — все равно будет зло, потому что человек рождается существом, способным стать человеком, но не готовым человеком. Человеком его надо сделать (В. А. Сухомлинский).
Главный смысл и цель семейной жизни — воспитание детей. Главная школа воспитания детей — это взаимоотношения мужа и жены, отца и матери (В. А. Сухомлинский).
Самая ценная нравственная черта хороших родителей, которая передаётся детям без особых усилий, — это душевная доброта матери и отца, умение делать добро людям (В. А. Сухомлинский).
Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества (В. А. Сухомлинский).
Строгость отца — прекрасное лекарство: в нём больше сладкого, нежели горького (Эпиктет).
Детству следует оказывать величайшее уважение (Ювенал).
Разумное и нравственное всегда совпадают (Г. Флобер).
Всё, что прекрасно, — нравственно (Г. Флобер).