Замещающая семья

Контакты:

Карпушева Наталья Михайловна
+375 (17) 345-73-02
1-й пер. Менделеева, 50/2, каб. 304
karpuscheva@minsk.edu.by

Рогальская Корина Андреевна
+375 (17) 297-90-80
1-й пер. Менделеева, 50/2, каб. 303
roqalskaya@minsk.edu.by

Савчук Марина Николаевна
+375 (17) 360-50-48
1-й пер. Менделеева, 50/2, каб. 305
savchuk@minsk.edu.by



Попадая в новую семью, ребенок находится в тревожной для себя ситуации, приемные родители, родители-воспитатели, опекуны должны помочь ему ответить на вопросы, которые его волнуют:

- Кто эти люди, с которыми я теперь буду жить;
- Смогу ли я встретиться с теми, с кем жил раньше;
- Кто будет принимать решения о моем будущем;
- Чего я могу ожидать от этих людей.

 1. Приведем несколько рекомендаций:

- Позвольте ребенку задавать вопросы, будьте готовы ответить на них;
- Постарайтесь помочь ребенку узнать как можно больше о новом месте, о членах семьи, по возможности покажите фотографии и т.д.;
- Позвольте ему принять участие в выборе мебели и (или) каких-то еще вещей для его комнаты и нового места жительства в целом.

2. Восстановление доверия, важные моменты в поведении взрослых, которые помогают формированию положительных взаимодействий между взрослым и ребенком:

- Говорить с ребенком спокойно, дружелюбно, с нежными интонациями;
- Говорить ребенку в глаза, а если он отворачивается, попробовать придержать его так, чтобы взгляд был направлен на вас;
- Отвлекаться на нужды ребенка, а если удовлетворение этих нужд невозможно, спокойно объяснить, почему;
- Всегда подходить к ребенку, когда он огорчен, расстроен, плачет, чтобы выяснить причину.

3. Постарайтесь придерживаться правил:

  • Постоянно давайте ребенку понять, что он часть семьи. Чаще употребляйте такие слова, как «наш сынок» (дочка), «наша семья», «мы – твои родители» и т.д.
  • Празднуйте не только дни рождения, но и день усыновления.
  • Покупая что-то ребенку, купите такую же вещь, как у мамы, папы или у ребят которые уже есть в семье.
  • Проявляйте заботу, покажите привязанность в отношениях между членами семьи.
  • В восстановлении доверия большую роль играет телесный контакт между взрослым и ребенком (даже для достаточно больших детей), например: поглаживайте ребенка по головке, спинке, играйте в щекотки, догонялки, прятки, в свободные минуты садитесь или ложитесь в обнимку, читая или смотря телевизор и т.д.
  • Обучайте распознанию, проговариванию и адекватному выражению своих чувств (например: «ты можешь рассказать маме о том, что тебя беспокоит»; «если ты злишься, можно побить подушку или порвать на мелкие кусочки лист бумаги»; «можно плакать, если грустно» и т.д.)
  • Если хотите, чтобы общение с вами было приятно ребенку, а сами вы для него интересны, ведите разговор с ним в русле его интересов, а не своих собственных. Выясни, чем он увлекается, что ему дорого и начинайте разговор с этого, незаметно переводя разговор на нужный вам предмет.
  • Умейте слушать ребенка, не торопитесь высказать свое мнение по каждому поводу.
  • Не торопите, не подстерегайте детей, особенно когда они едят, думают или что-то делают.
  • Не суетитесь сами, дети не любят суетливость. Суетливые взрослые не вызывают у них ни уважения, ни доверия.
  • Если ребенок в чем-то терпит неудачи, и теряет уверенность в себе – не стыдите, не упрекайте, не заставляйте. Расскажите, как сами когда-то чего-то боялись или не умели, а потом научились преодолевать неудачи.
  • Не разрушайте положительный опыт ребенка, его хорошее представление о себе самом, не внушайте ему отрицательного представления о нем, иначе он станет ориентироваться не на положительный образ самого себя, а тот, который вы ему внушаете.
  • Критикуя поступок ребенка, не переходите на личность. Осуждайте поведение, а не ребенка. Не «ты плохой», а «ты поступил плохо».
  • Помните, что «хороший» ребенок и «удобный» для вас ребенок – это не одно и то же. Удобный, тихий, во всем с вами согласный и во всем вам подчиняющийся – это или больной ребенок, или будущий приспособленец.
  • Воспитывать раба легче, чем личность. Перестраивайте систему взаимоотношений и себя в ней.
  • Если вы раздражены, огорчены, устали не вступайте с ребенком, в это время в какой либо воспитательный контакт. Переждите, остыньте, перестройтесь. Злость и раздражение – плохие советчики и плохие помощники.
  • Обсуждайте возникшую проблему спокойно, без крика и раздражения, тогда ваш ребенок ничего не будет от вас скрывать.
  • Если есть необходимость в «проработке» ребенка, связанной с назиданием и упреками, помните, что они действенны только в течение 2-3 минут. Если назидания продолжаются дальше, чувство вины у ребенка сменяется раздражением, появляется противодействие. Эффективность такого воздействия не только сводиться к нулю, а также дает отрицательный эффект.
  • Не стремитесь любой ценой получить от ребенка признание им ошибок и общения «больше так не делать». Это всегда или фальшь или унижение, которого ребенок чаще всего не прощает, особенно если это унижение вы заставили его пережить публично.
  • Как можно больше времени проводите вместе со всей семьей, обсуждая прожитый день, делясь проблемами, советуйтесь друг с другом.
  • Не бойтесь просить совета у вашего ребенка – это только сблизит вас. Умейте вовремя закончить разговор.

И еще несколько практических советов:

  • общайтесь с ребёнком позитивно-эмоционально. Отставание в развитии детей из неблагополучных семей связано с недостатком любви и вызванной этим тревогой, которая блокирует природную любознательность ребёнка. Только после того, как ребёнок в приёмной семье обретёт стабильную привязанность и эмоциональную защиту, начнётся поступательный процесс его развития.
  • не сравнивайте ребёнка с другими детьми. Каждый ребёнок уникален, кроме недостатков есть ещё и особенности. Только эмоциональная поддержка и постепенное движение от одного маленького успеха к другому помогут преодолеть неуверенность ребёнка в своих силах и боязнь потерпеть неудачу.
  • проявляйте терпение в процессе воспитания. Получить всё сразу невозможно. Быстро – не всегда значит хорошо. Когда между приёмными родителями и ребёнком сформировалась привязанность, темп развития ребёнка начинает определяться природной любознательностью и индивидуальными способностями.
  • постарайтесь обеспечить ребёнку разумные нагрузки. Учебные нагрузки должны быть посильными и для нервной системы, и для интеллектуального потенциала ребёнка. Посоветуйтесь со специалистами (педагогом, психологом), разработайте индивидуальную гибкую систему занятий с вашим ребёнком. Приготовление уроков «до ночи» не бывает продуктивным!
  • ищите позитив. Никому не хочется делать то, что не получается. Научите своего ребёнка замечать пусть небольшие, но улучшения. Успех – лучший мотив в обучении.
  • хвалите за усилия, а не за результат. В любом деле важны последовательные усилия и преодоления трудностей. Научить ребёнка этому – основная задача. И эту задачу приёмным детям решать сложнее, чем родным, по двум причинам: во-первых, опыт отвержения родными родителями подвергает веру в себя, а она лежит в основе настойчивости и упорства (не путать с упрямством – это вещи прямопротивоположные!). Во-вторых, именно воля и терпение – качества, которые отсутствовали у биологических родителей этих детей, и формировать их приходится с чистого листа.
  • верьте в ребёнка. Вера взрослых в ребёнка – источник его жизненных сил и две трети будущего успеха, как в школе, так и в жизни.

Чаще показывайте детям, как сильно вы их любите, не скрывайте этого.

Желаем успехов в вашем благородном деле!

Регистрационное свидетельство №: 1140900688 от 06.10.2009. Дизайн сайта - Центр информационных технологий.

Яндекс.Метрика